ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ДЕТСКОМ
САДУ
Сегодня
государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение:
активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в
образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада,
какими качествами он должен обладать, совершенствования педагогических
технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые
возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных
в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к
современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе
дошкольных учреждений.
Итак, что же такое
«ПРОЕКТ»?
“Проект” – это метод
педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе
поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению
намеченных целей.
Под
проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая
работа, имеющая социально значимый результат.
В
основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск
в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно
целое.
Метод
проектов –это педагогическая технология,стержнем которойявляется
самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная,
продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает
новые знания в реальные продукты.
Применительно
к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и
самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на
разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
Суть
«метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного
процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой
деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе
планирования и выполнения постепенноусложняющихся практических заданий –
проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
«Всё,
что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания
применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который
привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс
между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Метод
проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений,
проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,
логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и
исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое
другое, что является составляющими успешной личности.
В настоящее время проекты в ДОУ
классифицируются по следующим признакам: По продолжительности проекты
бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели),
средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).
По
составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные)
По
тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам
реализации результатов.
В
практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют
следующие виды проектов:
Исследовательско–творческие.
Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций,
детского дизайна.
Ролево–игровые. С элементами творческих игр, когда
дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и
реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее
дизайн, витражи и др.)
Творческие. (Оформление результата в виде детского
праздника, детских дизайнерских решений.)
В
основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной
деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе
совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой
(темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае
означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной
программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании
метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Особенностью
проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что
ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем.
Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в
воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит
характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а
также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от
вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны
взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в
дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка,
помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение,
вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не
переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.
Темой
проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если
тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно
найти поддержку со стороны взрослых.
Структура проекта:
-Тема.
-Сроки
реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
-Возраст
детей.
-Актуальность
темы проекта (обоснованность выбора темы).
-Методологическая
база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при
составлении проекта).
-Цель
проекта.
-Задачи
проекта.
-Этапы
реализации
В
практике выделяют следующие этапы работы над проектами:
I.
Подготовительный этап
II.
Организация проектирования
III.
Проектирование
IV.
Презентация
Первый
этап
На
первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего
определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию
после чего формулирует задачи.
Задачами
детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание
в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Второй
этап
На
этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно
планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети
объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий
этап
Воспитатель
по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и
контролирует осуществление проекта.
У
детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый
этап
Педагог
готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети
активно помогают в подготовке презентации, после
чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной
деятельности.
16.04.2018
Просмотров всего: , сегодня: