развитие творческой активности детей
01.01.2017
МКДОУ «Ласточка» с. Атланаул, Буйнакский район РД
Консультация для родителей
«Таланты детей находятся на кончиках
их пальцев»
Педагог-психолог:
Сунгурова С.А.
Февраль 2018г.
Как утверждают великие ученые, Мария Монтессори и В.А Сухомлинский, что «Истоки способностей и дарование детей находятся на кончиках пальцев», а ярчайшей философ И.Кант утверждал, что «рука – это вышедший наружу мозг человека». И действительно, исследования современных филологов показывает, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кистях рук, утомление рук ведет к торможению центральной нервной системы и наоборот. Таким образом развитие детей происходит под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев, поэтому ребенок имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет логически рассуждать, и у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Поэтому очень важно развивать мелкую моторику, можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев механически раздражая их и вызывая ощущения тепла с помощью массажа. Известный японский ученный Йосиро Цуцуми в течение тридцати лет изучал древние манускрипты и современную медицину и в конечном итоге разработал оригинальную методику «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями». Слабую руку ребенка необходимо развивать, выполняя при этом основное правило – работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться систематически, и только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают с начало подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками (приговорками).
Массаж ладошек камешками, металлическими или разноцветными стеклянными шариками.
По свидетельству археологов, люди играют кремневыми, каменными, мраморными и глиняными шарами многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.
Массаж грецкими орехами.
Предлагается:
а) катать 2 ореха между ладонями;
б) прокатывать один орех между пальцами
в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;
г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «управляют» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаши между одним и двумя – тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.
Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество «четок» (в прямом и обратном порядке). На ступне так же, как и на руке, находятся важнейшие точки, которые влияют на физическое и психическое состояние человека.
Очень важно научить детей снижать напряжение со ступней с помощью веселых упражнений.
«Слепки ступней» - их делают на песке или глине. Для этого в группе нужно иметь поднос с соответствующим материалом.
«Угадай, чей след» - хождение босиком по рулону бумаги (обоев) мокрыми ногами, окрашенными слабый раствор зелёнки. Можно сочинить и детективную историю «Куда ведет след».
«Собери листья» - игроки сидят на стульях. На полу разложить «листья» (из бумаги, ткани, тонкого полотна). Их надо собрать пальцами ног. Выиграет тот, кто больше листьев соберёт.
«Напиши имя» Ребенок зажимает между большим и вторым пальцами ноги карандаши и пытается «оставить автограф».
«Нарисуй огурец» (яблоко, квадрат, солнце, дом, треугольник). Так же зажатыми в пальцах ног карандашом надо нарисовать названную фигуру. Выигрывает тот, у кого рисунок больше соответствует замыслу.
Для младших дошкольников подбираются более легкие упражнения: «Аплодисменты ступнями», «Разведи пальцы ног», «Пятка о пятку», «Ноги здороваются».
Кроме массажа, для развития моторики используют различные пальчиковые игры. Их можно условно разделить на группы: (Показ и объяснение их влияния на развитие тех или иных психомоторных способностей)
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук («Помоем руки», «Погреем руки», «Гуси щиплют травку», «Надеваем перчатки» и т.п.).
Игры-манипуляции («Сорока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик – дедушка» и т.п.).
Сюжетные пальчиковые игры («Пальчики здороваются», «Очки», «Стул», «Колокольчик», «Зайчик», «Утка» и т.п.).
Театр в руке («Теремок», «Апельсин», «Как у бабушки Наташи» и т.п.)
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга», «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальные восьмерки»).
Помимо массажа и пальчиковых игр для развития мышц рук и координации их движений используют упражнения с различными материалами и мелкими предметами:
·конструирование из счетных палочек;
·лепка из пластилина, соленого теста, теплого воска;
·обрывание бумаги разной плотности фактуры;
·сминание и разглаживание ладонью и пальцами листа бумаги;
·оригами;
·аппликация из природного материала;
·выкладывание из камешков, круп, косточек, ягод, плодов и семян различных изображений;
·завязывание бантов и узлов;
·игры с клубочками ниток;
·работа с любыми видами мозаик и конструкторов и т.п.
Медики и педагоги едины в своем мнении ,что такие игровые упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряженность, восстанавливают бодрое настроение, благотворно влияют на мозг и нервную систему.
Попробуйте осуществить с детьми проект, который условно называется «Наши руки». Предложите им обмакнуть ладони в яркие краски (заранее разведите их и налейте в тарелки) и приложить к большому листу ватмана, на котором изображен только ствол. Получится разноцветное дерево с кроной листьев-рук. И пусть ребенок подумает и расскажет, что можно делать своими руками. Дети узнают, что руки - трудяги могут все на свете, ау родителей появятся новые темы для интересных и познавательных бесед со своими детьми.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.09.2018
Дата обновления: 04.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017